Оглавление
Часть первая. Десять дивизий.
Часть вторая. Туда-сюда.
Часть третья. Главным образом туда.
Часть первая. Десять дивизий.
Река отделает руританское государство от лапутанцев, которые живут в анкапе. Сразу за рекой, на лапутанской стороне, находится очень богатое месторождение золота, которое принадлежит каким-то там лапутанцам. Руританскому правительству ничего не стоит отправить десять дивизий, чтобы отжать у лапутанцев это месторождение. Но ради защиты месторождения, лапутанцы могут собрать сто дивизий, или их эквивалент. Тут понятно.
А что если речь не о месторождении золота, а о, скажем, просто кукурузном поле? Руританскому правительству ничего не стоит отправить десять дивизий для захвата этого поля. А фермеру лапутанцу собрать десять дивизий, или их оборонительный эквивалент, это ой. На первый взгляд ой, но нет - здесь то же самое, что и в случае с месторождением золота. Объясню. Руританскому правительству это поле зачем-то понадобилось. Может, выход к морю, может, сделать на нем плацдарм для дальнейшей экспансии вглубь Лапутании, может для захоронения радиоактивных отходов, и так далее, что угодно. Но какую бы ценность это поле не представляло в глазах руританского правительства, такую же ценность оно может представлять и в глазах лапутанцев, или еще бОльшую. Выход к морю? Ок, лапутанцы тоже могут хорошо зарабатывать на выходе к морю. Плацдарм? Ок, а может это поле лапутанцы будут использовать как плацдарм для экспансии вглубь Руритании? Радиоактивные захоронения? Пфф… В общем, как ни крути, а логика та же самая, что и с золотым месторождением. И на каждые десять руританских дивизий, лапутанцы могут выставить сто дивизий, бо анкап, выгода и корысть. Упертый фермер-лапутанец не желал использовать это поле никак иначе, чем для выращивания кукурузы. Штож, пришли десять дивизий, фермера прогнали или убили, поле захватили. Земля лишилась собственника и теперь другие предприимчивые лапутанцы могут ста дивизиями захватить это поле себе и использовать уже по другому - в такой способ, чтобы окупились сто дивизий. Если ты своим имуществом не удовлетворяешь самых насущных потребностей других людей, ты потеряешь это имущество. В конце концов в пользу тех, кто будет удовлетворять. Руританцы здесь выступают просто в качестве данных рынка.
А если реально участок земли не представляет вообще никакой ценности? Ничего на ней нет, хуй знает где, полный ноль. Ну что ж, отправят десять дивизий, захватят … и что? И всё.
Часть вторая. Туда-сюда.
Захватило государство, или ему отошла, какую-то территория. Это надо закон принять, кучу постанов у указов, перерисовать карты, изменить школьную программу, поставить там таможню, полицейские участки, налоговиков и т.д. и т.п. Это не то, что случается в рутинно-будничном режиме. Раз в десять, в двадцать, в пятьдесят лет. Как-то так. Но когда мы размышляем на тему "вот анкап, а рядом государство", мы имеем в виду как раз рутинно-будничный режим. То есть это плавающая, нефиксированная граница, сегодня так, завтра сяк, туда-сюда. Туда, и сюда, в обе стороны.
Часть третья. Главным образом туда.
Десять руританских дивизий спокойно могут отжать какой-то кусок мертвой, никому не впавшей земли. Сто лапутанских дивизий спокойно могут отжать у руританского правительства какой-то вкусный кусок земли. Складывается тенденция - руританцам отходит худшее, лапутанцам отходит лучшее. И в итоге, и в итоге…